В прошедшем году внутренний туризм в России установил рекорд – 78 млн поездок. Для сопоставления: за рубеж туроператоры отправили 8,1 млн человек. В 2024-м ожидается новое повышение «внутренних показателей».
Отправляясь в поездку по стране, наш турист растрачивает на экскурсии, развлечения, сувениры и тому схожее в среднем 20 тыс. рублей за неделю, утверждает вице-президент Ассоциации туроператоров Рф (АТОР) Сергей Ромашкин. Это не просто средства, которые человек прогуливает в отпуске. Это заработок для гидов, водителей, парков развлечений, ресторанов, баров и иной индустрии отдыха.
Отличие от турецкой модели
«Больше всего средств оставляют на курортах именно самостоятельные туристы, которые персонально бронируют отели, перелёты, а потом сами решают, и где поесть, и куда съездить, – гласит Ромашкин. – Но и те, кто покупает путёвку в all inclusive, а поэтому считает, что на курорте и выпивка, и утехи бесплатны, на самом деле тоже платят за их. Причём немалые средства – до четверти цены всего тура».
Есть и веселиться в большинстве случаев выгоднее на местности отеля, чем самостоятельно за его пределами, убеждает Ромашкин. Это только кажется, что турфирма с тебя берёт втридорога за трёхразовое питание, – отыскать кафе, где накормят качественно и дешево, на курорте не так просто.
«У русских объектов размещения эффективность работы обычно измеряется не размером выручки, а процентом заполняемости, в сезон он должен быть равен сотке – то есть все номера заняты, – объясняет вице-президент АТОР. – И цену менеджеры подбирают, конкретно исходя из цели всё продать. Естественно, хочется максимально облегчить бумажник постояльца, предложив ему самые различные платные активности. Но это на втором месте, на первом – заполнить все номера».
В этом отличие российского бизнеса в курортных местах от турецкой модели. Ещё в период становления Антальи и других курортов этой страны их наставники из Германии ввели простую схему: каждого путешественника надо «выдоить» по полной. Желает впечатлений – он их получит. Правда, за каждое ему придётся заплатить. И верхушкой мастерства тут будет так распределить растраты туриста по времени, чтобы последний евроцент он дал на входе в аэропорт. Потому как если он остаётся без средств раньше, будет до отлёта скучать, и его воспоминание от поездки испортится. А этого тоже допустить нельзя.
«На наших курортах очень большой разброс цен на всё, – заключает Ромашкин. – В Сочи можно взять экскурсионную поездку в горы на джипах и за 5 тыс. рублей, и за 50 тыс. Особенной разницы ни в машинах, ни в маршрутах, ни в допуслугах не будет. Просто одна компания ставит большую цену, другая – небольшую. Разумный турист поедет за 5 тыс. рублей и не прогадает. Более принципиальный человек просто переплатит. Заработать на туристах желают все, но взрослым адекватным людям не очень нравится, когда из них делают дойных скотин».
Где в собственной стране хотят побывать россияне? Инфографика
Подробнее
Лучше – наличными
Хозяйка незначительный карельской турбазы Марина Петровна посиживает за столом над тетрадями, в которых вся её бухгалтерия. Очевидно, чёрная, поэтому и фамилию её не называем.
«Приходится подымать цены, а что делать: бензин дорожает, продукты – тоже, инструкторам нужно больше платить, – делится она. – Вон двухнедельный сплав по Пистайоки уже 41 тыс. стоит! Ещё пару лет вспять 25 тыс. было. У меня большая часть туристов постоянные, звонят, пишут, удивляются, дескать, что так дорого? Я бы и рада дешевле, но дешевле не могу».
На этой турбазе, как и на многих других в Карелии, издавна сложился свой круг клиентов, люди ворачиваются из года в год, дружат с инструкторами, а саму Марину Петровну воспринимают быстрее как заботливую бабушку. И тут речи о бизнесе и наибольшей норме прибыли не идёт. Зато идёт о разной степени законности хитростях, на которые идёт хозяйка турбазы, чтоб и цены держать в разумных границах, и себе что-то заработать.
«Я всем говорю: приму всякую оплату, но лучше всего наличными, – признаётся она. – Если средства на счёт упали, сразу минус налоги. Если я инструктору решу переводом заплатить, сходу и подоходный вычтут, и социальные платежи – сплошные расходы. Кто очень желает карточкой рассчитаться, пожалуйста, вот у меня терминал. Связь, правда, плохо работает. Время от времени по 5 минут приходится с ним выплясывать, чтоб одна оплата прошла».
В итоге в белоснежную бухгалтерию попадает примерно треть оборота, остальное – в чёрную. И практически весь активный туризм в регионе работает приблизительно по такой же схеме.
К красотам Рф. Нацпроект развивает комфортный внутренний туризм
Подробнее
Нащупать баланс
На данный момент для отечественного турбизнеса возможность принять клиента ещё раз через год обычно оказывается более принципиальным фактором, чем шанс на нём немедля заработать, считает юрист Илья Русяев.
«Максимизировать прибыль за счёт дополнительных услуг почаще пытаются в таких местах, где маленький сезон и при этом высокая конкурентность, – отмечает он. – В итоге туристы часто сталкиваются с навязчивым обслуживанием и завышенными ценами. Но многие компании понимают значимость долгосрочных отношений с клиентами и стремятся сделать положительный опыт. Тем более, что есть соцсети, есть площадки для отзывов. Напишет там кто-либо «разводилово» – и никто к для тебя не придёт. Репутация начинает играть огромную роль.
Отечественные курорты имеют репутацию относительно дешевого места отдыха, продолжает Русяев. Зачастую это не так – та же Турция иногда стоит дешевле Сочи. Но номинальная дешевизна стала чуток ли не символом всего нашего туризма. Потому и внезапно задранные цены, как и высочайшая полная стоимость отдыха, здесь воспринимаются в особенности болезненно. Выиграют в итоге те, кто нащупает баланс меж краткосрочной выгодой и долгосрочным развитием.
Оцените материал
Докладывает aif.ru